Мифы и легенды Красного проспекта и его центральной аллеи
О главных вехах развития легендарной улицы рассказывает главный хранитель музея истории архитектуры Сибири им. С. Н. Баландина Сергей Филонов.
Ложные мифы о Красном проспекте
История Красного проспекта длинная, как и он сам.
Проспект превратился в одну из самых мифологизированных улиц Новосибирска. Один из мифов гласит, что на месте города не было вообще ничего, и люди, пришедшие к реке Обь, прорубили просеку в дремучем лесу. Это неправда.
Просека в лесу — будущий Красный проспект — фрагмент старинного Барнаульского тракта. Фото: Музей Новосибирска
На знаменитой фотографии мы видим просеку, но каждому понятно, что для просеки эта дорога слишком широка и наезженна.
Дело в том, что Красный проспект в основной своей части от начала (площади Свердлова) до улицы Гоголя — это фрагмент старинного Барнаульского тракта. Тракт проходил между Барнаулом и Томском. Дорога была грунтовая. На месте будущего города находилась развилка. В итоге, когда сюда пришли строители будущего железнодорожного моста, они использовали именно эту магистраль-просеку.
Второй миф рассказывает о том, что Красный проспект чётко направлен с юга на север и при его закладке строители ориентировались чуть ли не на компас. Это не так.
«Достаточно посмотреть любой атлас, и будет видно, что Красный проспект отклоняется к западу», — спешит развеять миф Сергей Филонов.
Третий миф — что Красный проспект образовался почти одномоментно и целиком. Эта информация не соответствует действительности. Центральная улица города нарастала постепенно в направлении севера. И эти этапы роста несложно проследить.
Как из площади родилась улица
Специфика Новосибирска — в том, что он начинался не с улиц, а с площадей. Аналогичным способом в России начинался только Санкт-Петербург, тем мы и похожи на северную столицу. Сейчас историки активно ищут параллели между Санкт-Петербургом и Новосибирском.
По сути, Красный проспект был постоянно растущей в направлении севера площадью. Вырубался лес на гораздо большем расстоянии, в результате чего образовывалась площадь. Она очень быстро застраивалась, и вырубки продвигали выше.
Старобазарная площадь, ровесник города, находилась в начале Красного проспекта. Она занимала территорию от сегодняшнего парка Городское начало до автовокзала. На месте вырубленного леса вдоль Барнаульского тракта размещались лавки, магазинчики. Торговля шла прямо с телег. Именно поэтому часть историков считают, что город начался не с моста, а с базара.
Согласно генплану 1896 года вокруг площади были нарезаны первые кварталы и улицы. Проспект был центральной улицей и уходил до Вагановской улицы, ныне Фрунзе. Дальше не проектировали.
Ярмарочная площадь — сегодняшняя площадь Ленина. Фото: Музей Новосибирска
Однако базар сместился на территорию нынешнего Сибревкома. Тогда эта площадь носила имя Новобазарной. Застройка шла по правой стороне Николаевского проспекта, где сейчас стоквартирный дом. С левой стороны располагался базар. В 1912 году архитектор Андрей Крячков построил реальное училище (ныне детская больница скорой помощи), и базар был перенесён на новое место — Ярмарочную площадь (сегодняшнюю площадь Ленина).
Аллея рождалась как бульвар
Аллея на Красном проспекте — остатки бульвара, заложенного в 1912 году. В связи со строительством метро в 1980-х и дряхлостью деревьев аллею частично снесли, но позже восстановили.
Аллея на Красном проспекте. Фото: Музей Новосибирска
Центральная аллея, сохранившаяся на участках проспекта с самым оживлённым автомобильным трафиком, периодически становится предметом споров: стоит ли жертвовать удобством передвижения автомобилистов ради эстетических и ностальгических настроений части горожан?
Ярмарочная площадь на тот момент имела огромные размеры. Её территория располагалась между сегодняшними улицами Советской, Серебренниковской, Орджоникидзе и Горького.
Одно из важнейших зданий Красного проспекта — городской торговый корпус (краеведческий музей). Здание по проекту Крячкова построили в рекордные сроки за два года и сдали в эксплуатацию в 1912 году.
Городской торговый корпус. Фото: Музей Новосибирска
На горожан торговый корпус производил неизгладимое, даже ужасающее, впечатление. Крестьяне, которые в своей жизни ни разу не видели каменные здания в три-четыре этажа, опасались, что земля не выдержит и здание городской управы провалится куда-то вниз.
Торговля на Красном проспекте в виде базара существовала вплоть до 1931 года, но с началом строительства оперного театра её ликвидировали. Одни торговцы перешли под крыши, в здания, другие были вытеснены на периферию. К этому времени площадь Ленина носила название Красной площади. Позже она будет переименована в площадь Ленина, затем в площадь Сталина, а потом опять в площадь Ленина.
Академгородок проектировали за Домом офицеров
Вместе с множеством построенных зданий примерно то же множество так и не было возведено на Красном проспекте. В их числе — комплекс зданий жилищного кооператива «Политкаторжанин» для старых революционеров. В 1935 году общество ликвидировали, а люди были репрессированы. Здание Музея каторги отдали медицинскому институту.
И, пожалуй, один из самых интересных нереализованных проектов — проект Академгородка. Он должен был разместиться за Домом офицеров, на пересечении улиц Гоголя и Красного проспекта. В 1944 году на месте, где сейчас располагается типовая хрущёвская застройка, был запроектирован Академгородок. Проект комплекса зданий был выполнен в стиле сталинского ампира, главное здание ансамбля должен был венчать шпиль высотой в 66 метров.
Академгородок занимал бы целых два квартала. Его границы: ул. Гоголя, ул. Достоевского, Красный проспект и ул. Советская. Руководителем проекта выступил Андрей Крячков.
Воплотить в жизнь проект не удалось. Учёные, работавшие в Новосибирске в эвакуации, после окончания Великой Отечественной войны вернулись к себе домой. Учёные занимались в основном металлургией, геологией, химией, всем, что могло пригодиться на фронте.
«Образно выражаясь, Ленинград посреди Новосибирска, а проект действительно был стилизован под ленинградский классицизм, мог бы украсить город. Если бы война затянулась и объект был бы завершён, сейчас он радовал бы новосибирцев своей красотой. Лишь одно из зданий комплекса всё-таки реализовано — лабораторный комплекс, сегодня в нём располагается полпредство — на улице Державина», — объяснил Сергей Филонов.
Позже Красный проспект продлили специально до аэропорта Северный.
В 1990 году Новосибирск получил статус исторического города, и это благодаря архитектуре. И главным образом — архитектуре Красного проспекта.
Источник: nsknews.info