Музею конструктивизма в Новосибирске быть! Колонка О.Викторовича

20.04.2021
Историк архитектуры Олег Викторович рассуждает о значимости новосибирской архитектуры конструктивизма, потенциале Дома с часами и возможности создания в городе нового музея.

Миром правят идеи! Одной из таких идей, захвативших мир в начале ХХ столетия, стал русский авангард, о котором по сей день слагают легенды и мифы. В архитектуре в 20-е, 30-е годы прошлого столетия это чудесное явление воплотилось в стиле, получившем название конструктивизм.

Эксперты и ценители по праву считают Новосибирск архитектурной столицей русского авангарда. Столицу Сибири создавали настоящие гиганты духа, опередившие своё время на столетие. Мы, пользуясь их технологиями, только сейчас начинаем прозревать и понимать, как уникально они трансформировали пространство и время, породив самую гуманную архитектуру в мире.

Возникновение разноплановых, функциональных, конструктивистских объектов в нашем городе не случайно, так как явилось воплощением двух больших градостроительных проектов. Первый — это создание архитектурного облика, соответствующего новому статусу столичного города, и переформатировавшего правобережную часть, где появились новый вокзал, театр-символ Новосибирска, краевое правительство, банк, дома культуры, техникум, поликлиника, конторы различных организаций, спорткомплексы, а главное, — жилые дома и целые комплексы с развитым, передовым соцкультбытом, фабриками-кухнями и благоустройством.

Второй — это строительство «СибКомбайна» на левом берегу Оби. Промышленный гигант, который стал градообразующим предприятием и дал возможность развития левобережного Новосибирска. Именно тут наши славные предки мечтали видеть город-сад. Частично мы можем увидеть воплощение их замысла на «Монументе славы», который расположен на зелёной полосе, берущей начало от к/т «Металлист». Не зря кинотеатр стоит на центральной оси, а сама «полоса» должна была идти параллельно реке, промзоне и железнодорожным путям на западный жилмассив, где еще сохранились клочками некоторые следы этого глобального замысла.

120295.jpg


Я неслучайно употребил термин «гуманная архитектура», вышеприведённые примеры ярко иллюстрируют это.

Мало того, этот короткий период застройки Новосибирска вывел наш город на самое остриё мирового архитектурного процесса, заложив фундамент самых передовых концепций и технологий, а главное — индустриализации страны, где новые предприятия и производства послужили точками роста передового, мощного государства.

Это был революционный прорыв, переход на качественно новый уровень жизни нашей многовековой цивилизации, её возрождение после лихолетий Гражданской войны. Трудно переоценить вклад конструктивистов в мировую историю. А в сфере искусства и культуры, авангардисты стали последними, кто так ярко и талантливо воплотили свои идеи, покорившие весь мир! Сейчас пытаются излишне политизировать это явление, привязать его к тоталитаризму, что в корне не верно и диструктивно, и показывает, что горе-толкователи путают причины и следствия, выдавая свою малообразованность.

Потому и называют авангард «последним русским искусством», а его ярких представителей, фактически канонизировали и на Западе и у нас: Малевич и Эль Лисицкий, Родченко и Леонидов, Татлин, братья Веснины, Филонов и Кандинский и иже с ними, являются объектами поклонения и изучения ценителями искусства, а культурологи, архитекторы, инженеры, художники, музыканты черпают вдохновение в творчестве авангардистов. Но вернёмся к Новосибирску, где, если спросить местных жителей о том, чем может гордиться родной город, то, пожалуй, 95% людей не знает о чём идёт речь, а если и слышали что-то краем уха, то не смогут конкретизировать и показать любопытному гостю города, где и как приобщиться к предмету гордости!

Вот почему так важно сохранение нашего наследия, именно оно является культурным кодом, достоинством и честью жителей региона, индивидуальностью, предметом гордости и воспитателем патриотизма у нашей молодёжи! И тут мы подходим к главному — это абсолютно варварское отношение к памятникам архитектуры и объектам культурного наследия в нашем городе, регионе. Мы постоянно сталкиваемся с разрушениями либо ненадлежащим содержанием уникальных объектов, пренебрежением славной историей города и области, отказом от здравого смысла, когда ковш экскаватора уничтожает наше прошлое, наши корни, рвёт ментальные, архетипические связи. То на чём зиждется наше мировоззрение, образование и единение, то, что нас роднит!

Благодаря подвижникам и моим старшим соратникам и ровесникам, таким как Вадим Петрович Капустин, Татьяна Юрьевна Тайченачева, Владимир Александрович Авдеев, Александр Владимирович Кошелев, Александр Юрьевич Ложкин, Анна Васильевна Терешкова, Елена Михайловна Щукина, Иван Владимирович Невзгодин и многим другим сотрудникам музеев, специализированных институтов, архивов и архитекторам, неравнодушным гражданам — удалось многое изменить, в том числе и на законодательном уровне, вернуть ответственность власти за охрану наследия. А ведь был период, когда мы и это утратили. Идёт большая, прежде всего научно-исследовательская работа, набирает обороты образовательная и просветительская деятельность, мы ощущаем большой интерес сибиряков и видим огромный запрос от туроператоров, которым нужно представлять город и регион в лучшем виде! Если, ещё 15 лет назад любой чиновник впадал в ступор от слова «конструктивизм», а слово «авангард» воспринималось только в связке с хоккейной командой, то теперь есть понимание и в мэрии, и в областном правительстве. Наши земляки заметили кратное увеличение обновлённых фасадов домов, и эта работа набирает обороты.

Легендарный «Дом с часами» является памятником архитектуры регионального значения: объект уникальный, который по праву стал одним из символов города, знаковым для многих поколений горожан. Это настоящий триумф группы под руководством Б.А. Гордеева, его соратника, однокурсника и родственника С.П. Тургенева и молодого тогда специалиста инженера Н.В. Никитина, который только начинал свой славный путь в профессии, а позже создал телебашню в Останкино, легендарный монумент «Родина Мать» в Волгограде и много чего ещё. Абсолютно закономерно, что эксперты международного общества DOCOMOMO включили «Дом с часами» в список самых значимых объектов авангарда в мире. Слава Богу и нашим усилиям, вопрос с реставрацией и реконструкцией дома решается положительно, разработан план мероприятий, выделены деньги на экспертизу, создана рабочая группа, куда вхожу и я, и которую возглавила профильный заместитель губернатора НСО, но дальше мы двинуться не можем, поскольку не ясен объём работ в плане музеефикации объекта.

Дело в том, что предыдущие руководители города отдали частнику общественные площади в доме, которые жильцы передали мэрии в управление, а не под реализацию. Дом задуман как единый комплекс и подобные решения для него губительны, ведь новый владелец сдаёт площади в аренду, заведения меняются, каждый арендатор начинает ремонт и приспособление под себя, а это плохо сказывается на здании, более того, наносит ему вред.

Когда мы сформулировали идею Музея конструктивизма, то вопрос о его местоположении вообще не стоял, понятно, что более знакового, удобного и функционального места для такой институции, как областное учреждение культуры и придумать невозможно, так как сам «Дом с часами» обладает возможностью проведения трёх абсолютно разных экскурсионных маршрутов. Кроме того, площадь в 3500 квадратных метров дает даёт возможность создания Центра Русского авангарда как площадки образования и лаборатории будущего, где дети будут осваивать ремесло и получать эстетическое развитие. Также в концепцию Центра заложен выставочный зал и легко трансформируемый зал под разные задачи и форматы, от научно-популярных лекций до театральных и музыкальных программ, перформансов. Но самое главное, это прямое общение и знакомство посетителей с удивительным пространством объекта, где благодаря научно-исследовательской работе сотрудников мы сможем собрать воедино всю информацию о явлении искусства русского авангарда.

«Дом с часами» расположен в самом центре города, который сам по себе является музеем конструктивизма под открытым небом, в том числе объектов группы архитектора Гордеева.

Музей, который мы предлагаем области, это не только хранилище артефактов, но и исследовательский, образовательный центр, а также иллюстрация к тому, как наши предшественники альтруисты осуществили сложнейшую государственную задачу. У них не было ни достаточного количества строительных материалов, ни достаточного количества квалифицированных рабочих, ни технологий, но они своим талантом, умом и знаниями, а главное любовью к своему делу и верным служением своему идеалу, создали город будущего — наш родной Новосибирск — молодой, амбициозный, за короткий срок ставший мегаполисом, крупнейшим муниципалитетом страны, настоящей столицей Сибири.

Наши предшественники альтруисты осуществили сложнейшую государственную задачу: у них не было ни достаточного количества строительных материалов, ни достаточного количества квалифицированных рабочих, ни технологий, но они своим талантом, умом и знаниями, а главное любовью к своему делу и верным служением своему идеалу, создали город будущего — наш родной Новосибирск — молодой, амбициозный, за короткий срок ставший мегаполисом, крупнейшим муниципалитетом страны, настоящей столицей Сибири.

Всех интересующихся этой темой, призываю изучить положительный опыт скрупулёзной, грамотной реставрации «Дома Наркомфина» или редакции газеты «Известия» в Москве. Нам нужен такой же подход, а не крашеные стендики и убогие адаптации. «Дому с часами» надо вернуть то, что задумали создатели, убрать уродливые наслоения времени и устранить губительные последствия вмешательства 2009 года, когда под видом ремонта дому нанесли тяжёлый урон. Искусство создателей должно предстать во всей чистоте и именно таким, каким они его придумали и построили, чтоб больше не отводить стыдливо глаза, когда спрашивают, а почему он в таком удручающем состоянии?!

Тем более что министр культуры России, замечательная Ольга Борисовна Любимова, с которой мне удалось пообщаться, обещала содействие, если такой проект представит руководство региона, то есть заявит серьёзность своих намерений. Другими словами, есть возможность получить федеральные деньги на реализацию!

Кстати, Минкульт России, вместе с Минстроем, должен реализовать 21 масштабный проект по всей стране, и это только за 2021 год! То есть надо спешить: очередь на 2022 год уже выстраивается! Было бы желание!

Историк архитектуры Олег Викторович

Источник: ЧС Инфо


Вернуться к списку новостей